Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Шаблоны проектирования и архитектурные шаблоны: разберемся в различиях.

Знаете ли вы разницу между паттернами проектирования и архитектурными паттернами?

Если вы не уверены в ответе, не волнуйтесь — вы не одни. В конце этого текста вы поймете четкую разницу, и, возможно, у вас будет возможность продемонстрировать свои знания в кругу друзей.

Однако, если вы хотите быть впереди большинства разработчиков, это необходимо знать.

Знание о том, когда использовать каждый паттерн, может помочь вам быстрее создавать приложения и упрощать их управление.

Давайте разберемся и проясним этот вопрос.

Что такое паттерны проектирования?

Паттерны проектирования — это важные, повторно используемые решения для часто возникающих проблем в кодировании.

Они помогают решать мелкие, специфические задачи, с которыми вы часто сталкиваетесь во время кодирования — такие как управление созданием объектов или декомпозиция компонентов.

Категории паттернов проектирования

Концепция паттернов проектирования была популяризирована “Бандой четырех” (Gang of Four, GoF) в их классической книге “Паттерны проектирования: Элементы повторно используемого объектно-ориентированного программного обеспечения”.

В этой книге они представили три основные категории паттернов проектирования: порождающие, структурные и поведенческие.

  • Порождающие паттерны предлагают методы для создания объектов гибким и контролируемым образом, что снижает сложность. Примеры: Singleton и Factory.
  • Структурные паттерны помогают организовывать объекты и классы для формирования более крупных и эффективных структур. Примеры: Adapter и Composite.
  • Поведенческие паттерны управляют взаимодействием между объектами, чтобы обеспечить гибкое взаимодействие. Примеры: Observer и Strategy.

За последние десятилетия были открыты новые паттерны проектирования по мере эволюции программной среды. Примеры: Dependency Injection, Event Sourcing и CQRS (Command Query Responsibility Segregation).

Цели и преимущества

  • Решают проблемы кодирования, предоставляя целенаправленные решения.
  • Обеспечивают консистентность кода, используя общие подходы.
  • Делают компоненты повторно используемыми для эффективной разработки.
  • Упрощают понимание вашего кода для членов команды благодаря общим паттернам.
  • Снижают сложность в конкретных частях вашего кода.

Когда использовать паттерны проектирования

Паттерны проектирования используются в процессе кодирования.

Что такое архитектурные паттерны?

Архитектурные паттерны — это важные, повторно используемые решения для часто возникающих проблем на уровне систем.

Пока паттерны проектирования решают проблемы низкого уровня, архитектурные паттерны смотрят на более широкую картину.

Они сосредотачиваются на организации общей архитектуры вашего приложения — они являются чертежами для того, как ваша система функционирует в целом.

Примеры архитектурных паттернов

  • Слоистая архитектура разделяет систему на слои, такие как представление, бизнес-логика и данные.
  • MVC (модель-вид-контроллер) организует код, чтобы отделить данные, пользовательский интерфейс и управляющую логику.
  • Микросервисы разбивают систему на более мелкие, независимые сервисы.

Цели и преимущества

  • Формируют структуру системы с помощью высокоуровневых решений.
  • Обеспечивают масштабируемость основания вашего проекта, чтобы он был готов к росту.
  • Устанавливают четкие границы, чтобы упростить управление системой.
  • Улучшают взаимодействие между различными частями системы.
  • Обеспечивают стабильность по мере эволюции вашего приложения со временем.

Когда использовать архитектурные паттерны

Архитектурные паттерны применяются в стадии планирования, прежде чем вы начнете кодировать, чтобы сформировать, как различные части вашей системы будут взаимодействовать.

Очевидные различия, которые необходимо знать

Вы уже, вероятно, заметили некоторые различия между ними. Давайте проясним эти моменты.

Уровень абстракции

Паттерны проектирования работают на низком уровне для решения конкретных проблем реализации. Архитектурные паттерны действуют на высоком уровне для организации системы.

Объем

Паттерны проектирования влияют на конкретные части кода. Архитектурные паттерны влияют на всю систему.

Стадия разработки

Паттерны проектирования применяются в стадии разработки. Архитектурные паттерны принимаются на этапе планирования.

Пример

Предположим, вы начинаете проект с нуля и должны понять, как организовать всю систему.

Вы можете решить использовать MVC (архитектурный паттерн) для закладки фундамента — разделяя пользовательский интерфейс, бизнес-логику и слой данных, чтобы все было организовано и управляемо по мере роста проекта.

Во время стадии кодирования вы сталкиваетесь с проблемой: вам нужно уведомить несколько частей вашего приложения, когда происходит событие.

Здесь на помощь приходит паттерн проектирования, такой как Observer. Он помогает вам эффективно обновлять несколько представлений при изменении данных.

Почему их так легко перепутать?

Неудивительно, что разработчики часто путают паттерны проектирования и архитектурные паттерны — они действительно имеют некоторые сходства на практике.

Путаница в терминологии

Паттерны, такие как MVC, могут использоваться как архитектурный паттерн или паттерн проектирования, в зависимости от контекста.

Когда вы структурируете всю систему, MVC выполняет роль архитектурного паттерна для организации компонентов.

При кодировании конкретной функции MVC также может служить паттерном проектирования для управления взаимодействиями в контексте ООП между частями этой функции.

Одинаковые цели

И паттерны проектирования, и архитектурные паттерны являются типичными решениями для распространенных проблем. Когда решение повторяется в различных проектах, оно в итоге получает название и становится паттерном.

Ключевое здесь — объем: архитектурные паттерны работают на макроуровне, тогда как паттерны проектирования фокусируются на микроуровне.

Заключение

Итак, теперь вы знаете разницу между паттернами проектирования и архитектурными паттернами.

Не только их определение, но и когда и почему использовать каждый из них.

Помните, что дело не только в наличии правильных инструментов, но и в том, чтобы знать, когда использовать каждый из них. В следующий раз, когда вы будете работать над проектом, уделите секунду размышлениям — это момент для паттерна проектирования или вам нужно отступить и рассмотреть архитектуру?

Овладение обоими подходами сделает вас более продуктивным разработчиком.

Готовы применить это на практике и повысить свои навыки? Начинайте здесь и сейчас. Удачи!

Обсуждение закрыто.