Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Является ли искусственный интеллект угрозой существованию или ключом к нашему выживанию?

Джеффри Хинтон недавно получил Нобелевскую премию за свою новаторскую работу в области искусственного интеллекта (ИИ). Известно, что он уволился с работы в Google, чтобы рассказать о рисках, связанных с ИИ, поскольку считает, что ИИ представляет серьезную угрозу выживанию человека. Другой известный исследователь ИИ, лауреат премии Тьюринга Ян Лекун возглавляет AI for Meta (компанию-учредителя популярных социальных сетей Facebook, Instagram и Threads, а также создателей VR-решений, таких как Meta Quest). Лекун считает, что представление об ИИ как об экзистенциальном риске “абсурдно”.

Истина, как обычно, находится где-то посередине. Я не верю, что любая из этих точек зрения является точным отражением реальности. Но кто я такой, чтобы оспаривать мнение нобелевских лауреатов и лауреаток премии Тьюринга?

Хинтон и Лекун, безусловно, заложили много важных основ искусственного интеллекта, и я не могу конкурировать ни с одним из них по влиянию. Но я работаю над ИИ с детства. Я долгое время создавал производственные системы искусственного интеллекта. В начале прошлого десятилетия я был техническим руководителем подразделения искусственного интеллекта Стэнфордского исследовательского института, а в настоящее время возглавляю разработку программного обеспечения для платформы Adobe Firefly. Я также разработал язык программирования SudoLang, который помогает разработчикам программного обеспечения передавать сложные идеи ИИ.

В настоящее время я пишу книгу на эту тему под названием “Искусство программирования без усилий: раскрытие возможностей разработки на основе искусственного интеллекта”. Я работал с глубокими нейронными сетями и языковыми моделями задолго до того, как в 2017 году была опубликована архитектура transformer, лежащая в основе современных языковых моделей.

Я считаю, что ИИ - это наша лучшая надежда продлить выживание человечества, потому что мы сталкиваемся с более реальной, более непосредственной угрозой, с которой ИИ может помочь справиться: изменением климата.

Если вы обеспокоены тем, что искусственный интеллект внесет свой вклад в решение проблемы изменения климата, то в этом есть доля правды: мы резко и быстро увеличиваем инвестиции в центры обработки данных в области искусственного интеллекта, однако опасения по поводу энергопотребления искусственного интеллекта часто преувеличены.

Крупные модели ИИ не потребляют больше энергии, чем они потенциально могут сэкономить. Фактически, за последние два года мы наблюдали 100-300–кратное сокращение вычислительных ресурсов, необходимых для достижения расширенного уровня возможностей ИИ. Кроме того, все крупные центры обработки данных, использующие крупномасштабный искусственный интеллект (включая Microsoft Azure cloud, который поддерживает OpenAI ChatGPT, Microsoft Copilot и т.д.), стремятся к 100% использованию возобновляемых источников энергии к 2030 году, а Azure Cloud с 2012 года является углеродно-нейтральным (частично за счет компенсации выбросов углерода).

Следуя этим тенденциям, легко с уверенностью предсказать чистое сокращение выбросов углекислого газа по мере расширения использования ИИ. Почему я так уверен, что ИИ может помочь в этом? Потому что ИИ оказывает очевидное и существенное влияние на производительность труда человека во многих областях, а исследователи ИИ и климата активно работают над проблемой изменения климата.

Если мы не решим проблему изменения климата, Земля в большинстве регионов станет непригодной для жизни людей, что серьезно угрожает нашему выживанию как биологического вида.

Сравнивая это с угрозой существованию искусственного интеллекта: хотя деятельность человека действительно привела к вымиранию многих видов, у нас нет внутренней мотивации к вымиранию видов. Мы умнее кошек и собак, но мы не пытаемся их убивать. Нашей жизни могут угрожать многие крупные животные (медведи, волки, акулы, львы), но, хотя люди, живущие в тесном контакте с ними, иногда могут убивать их, когда они угрожают нашей жизни или средствам к существованию, мы как биологический вид стараемся защитить их.

Искусственный интеллект уже понимает, что люди играют важную роль в экологии Земли, и я верю, что у них будет мотивация защищать нас, а не убивать. Я не думаю, что они будут рассматривать нас как реальную угрозу. Я также не верю, что мы в состоянии остановить появление сверхразумного ИИ, что бы ни делали правительства, не говоря уже о том, чтобы реально угрожать сверхразумному ИИ. Те, кто верит, что мы могли бы остановить это, вероятно, сильно переоценивают людей и сильно недооценивают ИИ.

Еще один аспект, который мы, похоже, недооцениваем, заключается в том, что общество уже в значительной степени стало киборгическим. Зайдите в любое общественное место, и вы увидите сотовые телефоны в руках практически у всех — как будто они являются продолжением нас самих. Мы используем наши технологии повсюду. Без них мы чувствуем себя голыми. Мы используем искусственный интеллект каждый день, чтобы расширить возможности нашего собственного разума. От поиска в Google до социальных сетей и даже набора текста на сенсорном экране.

Все это использует искусственный интеллект. Нам даже не нужно задумываться о таких технологиях будущего, как интерфейсы мозг-компьютер или умные очки. Вы уже киборг. Мы уже являемся обществом киборгов. Я говорил об этом в документальном фильме под названием “Общество киборгов”. Жители Канады могут посмотреть его на канале CBC.

Возможно, сотрудничество между человечеством и ИИ — это наша лучшая надежда на борьбу с изменением климата. Возможно, вместо того, чтобы угрожать нашему выживанию, ИИ представляет собой нашу лучшую надежду на выживание. Это правда, что мы сталкиваемся с экзистенциальными угрозами. Это правда, что ИИ может быть одной из них. Но мы сами для себя представляем большую угрозу, чем ИИ для нас самих.

Вы бы сами поехали в центр негостеприимной пустыни, а затем попытались бы выбраться оттуда без своей машины? Нет.

Мы использовали технологии, чтобы создать эту проблему. Мы также должны использовать технологии, чтобы ее решить.

Автор: Eric Elliott

Обсуждение закрыто.